Блог Уенчык

Каталог игрушек

Развиваем правильно: игрушки для разных возрастов

Существует великое множество самых разных развивающих игр. Мы поможем сориентироваться, в каком возрастном диапазоне желательно применять конкретные их виды.

Для малышей: 0-3 года

Ребенок познает мир задолго до того, как начнет ходить и ползать, чтобы выбирать интересующие объекты самостоятельно. Первые точки интереса выбирают для него родители – это и летающий над головой мобиль, и лежащие в кроватке погремушки, а дальше – первые игрушки, с которыми ребенок по-настоящему взаимодействует.

Эволюционно в возрасте до 3 лет ребенок, учась передвижению, познает мир самостоятельно, в различных его ощущениях и ипостасях – от грязи из луж до сверкающего снега. Однако современные городские дети не могут освоить столь же богатый тактильный и визуальный вокабуляр, сталкиваясь преимущественно с однотипными гладкими пластиковыми игрушками ярких цветов.

Для самых маленьких рекомендовано выбирать игрушки из природных материалов натуральных цветов. Для этого есть, например, пирамидки, кубики и мозаики из дерева, или из ткани, набитой ватой или сенсорными шариками, которые малыш будет с удовольствием перебирать в пальцах.

Также в познании окружающего мира отлично помогают «бизиборды». Бизиборд – это поверхность или короб, на котором размещено множество разнородных предметов. Щеколды, пружины, провода, зиплоки, шнурки, различные фигуры и рисунки, выключатели и розетки – то, что ребенок может встретить в быту, только в безопасном варианте. Манипулируя с этими предметами под присмотром родителя, ребенок учится основам безопасности, а также может надолго себя занять, экспериментируя с различными деталями.

Для дошкольников: 3-7 лет

В три года ребенок обычно отправляется в садик – а значит, проходит подготовку к школьной жизни. На этом этапе в детском саду он обычно получает порцию развлечений и общения со сверстниками, а в домашних играх на первый план выступают развитие эрудиции и общей осведомленности и овладение академическими азами – письменной речью и счетом.

В раскрытии этих навыков помогут различные игры, направленные как на самостоятельное освоение, так и на взаимодействие с родителями. В дошкольном возрасте отдается предпочтение обучающим брошюрам для изучения в детском саду, а для самостоятельных игр – различные мозаики. Для детей от трех лет уже подходят мозаики с более мелкими деталями – на магнитах, с начертанием букв и цифр, а также для напольной сборки. Взаимодействие с мозаиками и пазлами развивает мелкую моторику рук и творческое мышление.

Вместе с родителями или старшими детьми дошкольник может играть в мемо-игры. Они имеют различную специфику – например, посвящены разным животным, буквам, символам, или очень узкой тематике, такой как танки или корабли. Мемо-игры позволяют расширять вокабуляр и общую осведомленность ребенка, а также увеличивают объем кратковременной памяти.


Для младших школьников: 7-10 лет

С момента, когда ребенок идет в школу, функции по его развитию отходят к учреждению. А вот дома ему нужно как-то занять себя, и многие родители хотели бы, чтобы этот досуг был не только увлекательным, но и полезным для развития.

Для младших школьников лучше всего подойдут занятия с мелкими деталями – например, термомозаика или наборы для бисероплетения. Также, чтобы помочь им с успеваемостью в школе, можно приобрести специальные игровые тренажеры или рабочие тетради для внеклассного обучения, тренирующие почерк или объясняющие сложные школьные темы.

Для школьников среднего звена: 10-12 лет

Тем, кто подходит к периоду пубертата и готовится перейти в среднюю школу (или уже учится в ней) важно научиться налаживать контакт со сверстниками, развивать неординарные способы мышления и просто расслабляться, отдыхая от учебы.

Для этих целей подойдут игры, в которые ребенок может играть с членами семьи или своими друзьями-ровесниками. Разнообразные викторины, настольные игры, а также головоломки и квизы позволят быстрее и успешнее налаживать контакт с различными возрастными группами, повысят эрудицию и позволят выходить из нестандартных ситуаций.

Главное, что следует помнить родителям относительно различных развивающих игр – это принцип добровольности и личного интереса. Необходимо прислушиваться к тому, к чему ребенок сам проявляет интерес, что считает важным, красивым и т.д. Если ребенок очень активный и подвижный, то усадить его за многочасовое собирание пазла вряд ли получится. Поэтому для подбора игр для развития необходимо тщательно учитывать интересы ребенка и ни в коем случае не настаивать на той или иной игре – это может вызвать реакцию отвержения.

9 декабря 2022